picture
напишите нам
о журнале
архив номеров
подписка
курортология и курортное дело
тематические сборники
выставки, мероприятия, конференции
нормативные акты
реклама в журнале
контакты

07. Законодательное обеспечение медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения
главная »» Архив номеров »» 2014 »» КУРОРТНЫЕ ВЕДОМОСТИ Научно-информационный журнал № 2 (83) 2014

версия для печати версия для печати

В ближайшее время станут известны статистические данные о состоянии здоровья населения нашей страны за 2013 год, но уже сейчас ясно, что существующие проблемы отечественной системы здравоохранения по-прежнему требуют решения и наращивания усилий в направлении совершенствования не только различных форм и методов медицинской помощи пациентам, но и системы первичной и вторичной профилактики болезней.
В утвержденной 24 декабря 2012 года Правительством Российской Федерации государственной программе «Развитие здравоохранения», в части «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей» отмечается, что «санаторно-курортное дело в Российской Федерации традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом национальной системы здравоохранения». Констатируется, что «главной целью государственной политики развития курортного дела является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортном лечении», а также то, что «значимость санаторно-курортного лечения обусловлена сохранением неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения и той ролью в их преодолении, которая отводится курортному делу в современной концепции развития российской системы здравоохранения». Одновременно отмечается, что «необходимо сохранение исторически сложившегося в России использования курортов, в первую очередь, для целей медицины»! Я бы добавил, что само определение курорта как «освоенной и используемой в лечебно-профилактических целях особо охраняемой природной территории, располагающей природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры» (Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах») предусматривает однозначное подтверждение приведенного постулата.
Прописанный в программе тезис о том, что «в настоящий момент существует острая необходимость в осуществлении комплекса мероприятий, направленных на сохранение потенциала курортной сферы и формирование современного курортного комплекса, способного решать как медико-социальные задачи обеспечения доступности населения, эффективного санаторно-курортного лечения, так и экономические проблемы формирования сферы курортного дела», не совсем верен. На самом деле такая острая необходимость существует в России уже более десяти последних лет. Сеть санаторно-курортных учреждений страны год от года сокращается, «сморщивается», как шагреневая кожа.
Сокращается количество государственных здравниц. В 2011 году, по данным указанной Программы, оно составляло всего 387 единиц. Даже число детских санаториев федерального подчинения за последние 10–15 лет сократилось с 40 до 29. Потребность в санаторно-курортном лечении детей сегодня удовлетворяется только на 65%. А тот факт, что на территории Российской Федерации насчитывается лишь 12 санаторно-курортных учреждений, которые могут принимать на лечение граждан льготных категорий по соответствующим нозологиям, на деле означает, что в масштабах России системы санаторно-курортной помощи указанному контингенту нет вообще. В настоящее время все чаще появляется информация о сокращении сети санаторно-курортных и оздоровительных учреждений и в негосударственных ведомственных системах здравоохранения.
Нет необходимости подробно останавливаться на таких негативных явлениях сегодняшнего дня в курортном комплексе страны, как:
• отсутствие научно обоснованной концепции и программы развития курортного дела;
• отсутствие необходимой и достаточной нормативно-правовой базы, как для осуществления медицинской деятельности здравниц, так и для функционирования всего курортного комплекса России;
• существование системы нерационального использования природных лечебных ресурсов, ослабление контроля за их использованием, сокращение научно-исследовательской и производственной работы в области разведки и использования природных лечебных ресурсов;
• прогрессирующий износ материально-технической базы санаторно-курортных учреждений и инфраструктуры курортов;
• изменение формы собственности санаторно-курортных учреждений;
• не всегда оправданное повышение стоимости санаторно-курортного лечения (путевок);
• уменьшение доступности санаторно-курортной помощи для населения;
• наличие проблем в решении кадровых вопросов в области курортной медицины (крайне неоправданное исключение из Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала должности врача по восстановительной медицине, нерешенные вопросы в отношении вновь включенных в указанную Номенклатуру должностей врача по медицинской реабилитации и врача по санаторно-курортному лечению). Не ясно, кем, собственно, будут являться эти врачи, по каким программам обучаться, какие к ним квалификационные требования.

Продолжение статьи Вы можете прочитать в журнале КУРОРТНЫЕ ВЕДОМОСТИ №2 (83) 2014.

Реклама
Башэкспо
Научно-образовательный форум «ЗДОРОВЬЕ РОССИИ. СОЧИ - 2015»
I Международный конгресс "САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ"
Аквабайк
38-я межрегиональная специализированная выставка «Здравоохранение»
X Международная туристская выставка «Интурмаркет (ITM) 2015»
МЕДИЦИНСКИЙ ФОРУМ "ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - 2015"

Copyright © 2002 - 2007 www.kved.ru