picture
напишите нам
о журнале
архив номеров
подписка
курортология и курортное дело
тематические сборники
выставки, мероприятия, конференции
нормативные акты
реклама в журнале
контакты

02. Значение эстетической оценки ландшафтов в санаторно-курортной практике
главная »» Архив номеров »» 2014 »» КУРОРТНЫЕ ВЕДОМОСТИ Научно-информационный журнал № 1 (82) 2014

версия для печати версия для печати

Ландшафты в курортной практике имеют большое значение при выборе природной лечебной местности, так как при организации ландшафтной терапии обязательно учитываются отдельные элементы ландшафта (рельефа, водных объектов и растительного покрова). Не меньшее значение имеет психоэмоциональное воздействие ландшафта на отдыхающих, которое часто является определяющим при воспоминании о курорте.
Эстетика ландшафта в курортном деле имеет два аспекта:
• пейзажная выразительность природного ландшафта, окружающего курорт, которую необходимо учитывать при прокладке терренкуров и маршрутов ближнего туризма;
• ландшафтный дизайн санаторного парка.
Если первый аспект касается естественного ландшафта, эстетические свойства которого должен учитывать проектировщик терренкуров, то ландшафтный дизайн предполагает работу ландшафтного архитектора: особая красота и комфортность курортной территории достигается сочетанием естественных природных элементов с искусственно созданными объектами с помощью озеленения, строительства искусственных водоемов, применением форм малой архитектуры.
Оба аспекта требуют от проектировщика курортов знаний теоретических основ эстетической оценки ландшафтов, с которыми мы постараемся познакомить читателя.
Эстетические свойства ландшафтов изучает особое прикладное направление ландшафтоведения. Известный исследователь эстетики ландшафта, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Николаев дает следующее определение этому направлению: «Эстетика ландшафта – особое направление ландшафтоведения, изучающее красоту, живописность природных и природно-антропогенных ландшафтов, особенности их эстетического восприятия».
Эстетикой ландшафта издавна занимались ландшафтные архитекторы при проектировании дворцовых пейзажных парков. Сложились целые школы ландшафтного дизайна: китайская, японская, французская, английская и др. В настоящее время эстетика ландшафтов вынесена за пределы парков, и теперь уже в туризме большую роль начала играть эстетика природных ландшафтов, с которой знакомятся туристы во время своих путешествий. Это потребовало более углубленных исследований в изучении эстетики природных ландшафтов и ее психоэмоционального воздействия на человека. Этому феномену были посвящены работы американских, литовских и других исследователей. В России проблемами эстетики ландшафта в последние годы активно занимались Л.Р. Серебряный, М.Ю. Фролова, Д.А. Тимофеев, Э.И. Лихачева и, конечно, В.А. Николаев.
Эстетическое восприятие ландшафта определяется его внешним обликом, называемым пейзажем.
Пейзаж – это вид местности, воспринимаемый наблюдателем. В.А. Николаев предлагает подходить к эстетической оценке ландшафта с философских позиций, рассматривая ландшафт как сущностную категорию, для понимания которой необходим научный аналитический подход, а пейзаж  – как явление, обусловленное чувственным восприятием ландшафта. В пейзаже открываются многие внутренние свойства ландшафта, которые невозможно постичь, игнорируя пейзаж. Поэтому пейзаж как явление представляет феномен эстетики ландшафта. Отсюда неразрывность понятий «пейзаж» и «ландшафт». Структура пейзажа определяется сочетанием композиционных элементов, которым свойственна динамическая смена их состояний, зависящая от освещенности, времени суток, сезона года. Пейзажная композиция делится на следующие составляющие:
• элементы пейзажа: река, дорога, дерево, храм и т.д.;
• пейзажные сюжеты – локальные совокупности пейзажных элементов, которые могут формировать одно-, двухсюжетные и более композиции;
• комплексы пейзажей – многосюжетные пейзажи, которые называют панорамными при наличии единой точки обзора.
Многочисленные элементы пейзажа формируют как его композиционные узлы, привлекающие главное внимание наблюдателя, так и второстепенные, образующие пейзажный фон. В качестве композиционных явлений выступают природные доминанты (горные вершины, водопады) или антропогенные (храмы, замки, дворцы). Композиционные узлы могут размещаться как в центре пейзажа, так и на его периферии. В сложных пейзажных композициях встречается несколько фокальных (узловых) элементов. Пейзажные композиции часто пронизываются сквозной осью (река, горная гряда, ущелье), которая выступает визуальным фокусом, организующим внимание наблюдателя.

Продолжение статьи Вы можете прочитать в журнале КУРОРТНЫЕ ВЕДОМОСТИ №1 (82) 2014.

Реклама
Башэкспо
Научно-образовательный форум «ЗДОРОВЬЕ РОССИИ. СОЧИ - 2015»
I Международный конгресс "САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ"
Аквабайк
38-я межрегиональная специализированная выставка «Здравоохранение»
X Международная туристская выставка «Интурмаркет (ITM) 2015»
МЕДИЦИНСКИЙ ФОРУМ "ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - 2015"

Copyright © 2002 - 2007 www.kved.ru