picture
напишите нам
о журнале
архив номеров
подписка
курортология и курортное дело
тематические сборники
выставки, мероприятия, конференции
нормативные акты
реклама в журнале
контакты

01. Социально-биологические аспекты оздоровительных технологий в туризме
главная »» Архив номеров »» 2014 »» КУРОРТНЫЕ ВЕДОМОСТИ Научно-информационный журнал № 1 (82) 2014

версия для печати версия для печати

Туризм как самостоятельная социально-экономическая система направлен на удовлетворение потребности населения земного шара в гуманитарных знаниях, развитие политических, экономических и культурных связей и представляет собой одну из самых распространенных современных форм общения людей, отдыха, развлечения, получения новой информации и практического опыта. Поэтому постоянно растущее в обществе осознание значимости здорового образа жизни не могло не повлиять на развитие туризма. По оценкам Всемирной туристской организации (ВТО), лечение и оздоровление относятся к числу важнейших туристских мотиваций, что способствовало возникновению специального вида туризма, получившего название «лечебно-оздоровительный».
Рынок лечебно-оздоровительного туризма с характерными для него институтами, продуктом, производственным циклом в конце XX – начале XXI века приобрел глобальный характер и охватил большинство стран мира, включая и Российскую Федерацию.
Одним из крупных регионов России, специализирующихся на лечебно-оздоровительном туризме, является Алтайский край. Согласно статистическим данным, его санаторно-курортный комплекс включает 38 предприятий различных форм собственности, имеющих более 8 тыс. мест размещения. В 2012 году услугами санаториев края воспользовались более 160 тыс. человек. Объем платных санаторно-оздоровительных услуг населению с учетом объемов неформальной экономики увеличился по сравнению с 2001 годом в 9 раз и составил около 1,3 млрд рублей. (Рис. 1).
Центром санаторно-курортного комплекса края является курорт Белокуриха, где сосредоточено около 60% мест размещения, принимающий до 110 тыс. туристов в год. В настоящее время это многопрофильный бальнеоклиматический курорт федерального значения, специализирующийся на лечении и профилактике болезней иммунной, нервной, костно-мышечной, мочеполовой, эндокринной систем и др. Основными лечебными факторами курорта являются источники термальных азотно-кремнистых радоносодержаших вод, горный воздух с высоким содержанием легких аэроионов и мягкий, солнечный климат.
В то же время необходимо отметить, что в последнее десятилетие в связи со значительным ростом среднего класса забота о здоровье, стремление к жизненной активности стали неотъемлемой частью современной системы ценностей российского общества. Этим и обусловлен рост спроса на лечебно-оздоровительные туры, в которые могут быть включены не только обследование, лечение и реабилитация организма, но и чисто оздоровительные технологии, учитывающие климатогеографическое положение, психоэмоциональное состояние, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, знакомство с национальными традициями других регионов и стран по соблюдению здорового образа жизни и др.
Однако при всей позитивности начавшегося процесса нельзя забывать, что туризм является видом деятельности, зачастую связанным со значительными нагрузками на человеческий организм. Факторами риска являются:
• смена климатогеографической зоны, часовых поясов, сдвиг биоритмов, ритма сна, особенностей влияния электромагнитных бурь;
• адаптация к питанию, особенно к питьевой воде;
• неадекватное повышение психоэмоциональных и физических нагрузок, в среднем на 25–30%, в том числе транспортной активизации, участия в спортивных играх, соревнованиях и т.д.
Периоды адаптации и реадаптации, особенно в короткий период времени, предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья туриста, которые в ряде случаев приводят к срыву компенсационных механизмов и могут привести к обострению хронических заболеваний.
Все эти моменты необходимо учитывать еще на стадии формирования туристского продукта, особенно при включении в короткий тур (6–10 дней) оздоровительных технологий с применением природных сильнодействующих факторов (солнце, климат и др.), экзотических или уникальных для данного региона методов народной медицины (лекарственных растений, плодов, фруктов и т.д.). Речь, таким образом, идет об индивидуализации туристского продукта.

Продолжение статьи Вы можете прочитать в журнале КУРОРТНЫЕ ВЕДОМОСТИ №1 (82) 2014.

Реклама
Башэкспо
Научно-образовательный форум «ЗДОРОВЬЕ РОССИИ. СОЧИ - 2015»
I Международный конгресс "САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ"
Аквабайк
38-я межрегиональная специализированная выставка «Здравоохранение»
X Международная туристская выставка «Интурмаркет (ITM) 2015»
МЕДИЦИНСКИЙ ФОРУМ "ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - 2015"

Copyright © 2002 - 2007 www.kved.ru